Благоустройство подъезда как пример украинской демократии
Часть 1, она же вводная или Как заставить систему работать против неё самойЦентр Львова для приезжих - это фестивали и праздники, 100500+ кафешек, ресторанов. других здачных мест и все это на фоне прекрасных архитектурных шедевров, которые строились веками и каким-то чудом дошли до нас.
Центр Львова для тех, кто там живет - кафе-бар с музыкой до полуночи напротив, пробки и толпы гомонящих туристов. Приходит понимание того, что для кого прекрасная архитектура, а кому - 100+ летние дома, которые не видели ремонта как минимум последних 20 лет. Дома обслуживают пережитки прошлого - ЖЭКи (они же - Львовские коммунальные предприятия), где на нет ни денег, ни людей, а если там вдруг что и появляется, то куда-то все бесследно исчезает.
Этот рассказ про то, чего мне удалось и не удалось добиться в неравной борьбе за благоустройство нашего дома за последних полгода.
Дом расположен недалеко от Старого ЦУМа (ныне Магнуса) и являет собой типичный пример того, в каком состоянии находится жилой фонд центра города:
- Дом за деревьями не видать, ветки метут по фасаду.
- Фасад - отдельная тема. Потоки воды из прогнивших водостоков и, как результат, облетающая кусками по 5кг штукатурки, осыпающаяся лепнина - вот оно, лицо дома. Аварийный балкон вспоминать не будем.
- Крыша - текла как решето, но усилиями жильцов была полностью перекрыта.
- Инженерные системы... Дымоходы разной степени забитости, протекающая канализация и водяные трубы. Электрика - хитросплетение алюминиевых соплей и столетней автрийской медной проводки да помноженное на надцять "жуков" в вечноискрящих пробках.
- Деревянные перекрытия, частично замененные на бетонные. Одна из балок перекрытия между третим этажом и чердаком провисла на 60см.
- Подъезд - облупленные стены, следы локальных подкрасов "до Паски". Стекла в дверях и окнах отсутствуют, плафоны разбиты, лампочки не горят. Двери не закрываются, замков нет.
- Так можно продолжать довольно долго.
Как можно довести дом то такого состояния? Все мои хождения по инстанциям и общение с соседями лишь укрепили меня во мнении, что один из корней проблемы - это зона чувства отвественности человека. У нас все "владельцы квартир", а не сожители одного дома и разница в том, что владелец квартиры трясется только за свою квартиру и то, что может навредить или принести пользу ему. Он будет жить с гнилыми трубами в подвале, пока они не затопят ЕГО подвал, пока крыша не протечет к НЕМУ он и не шелохнется. Как только начинаешь делать хоть что-то, что не приносит пользу твоим интересам, то все начинают искать причину. Красит дверь в общий подвал? Видать хочет захватить его весь и т.д.
Вторая причина апатии в том, что люди не верят, что могут что-то изменить. ЖЭКи ничего не делают, писать в инстанции смысла нет, да и вообще тратить свое время нет никакого толку. Все так и не так, нужно не забывать, что под лежачий камень вода не течет.
Чтоб решить практический любой вопрос, нам понадобятся следующие инстанции:
- ЖЭК
- Районная администрация (Галицкая в моем случае)
- Львовский городоской совет
- "Горячая" линия мэра
- В специфических случаях помогают профильные управления и контролирующие органы.
Тут следует сделать отступление и поговорить немного о том, как следует общаться с зоопарком начальников ведомств, с которыми прийдеться стыкаться на своем пути.
Правило первое: говорите спокойно. Раз в год даже самая апатичная бабушка доходит до начальника и начинает высказывать все, что у неё в душе накопилось, поэтому на крики, истерики, повышенные тона и прочие спецэффекты такие люди не реагируют.
Правило второе: всегда владейте инициативой. Ситуация "ждите нашего звонка" недопустима - не ясно когда позвонят и кто, поэтому всегда четко оговаривайте/прописывайте кто, когда, где и т.д.
Правило третье: времени не жалко, главное не тратить его впустую. За чиновниками бегать долго, лучше заставить их бегать и контроливать друг друга.
Надеяться на порядочность, взаимопомощь и понимание со стороны чиновников не следует. Вас будут пытаться отшить, продинамить и всяческими способами отвадить от хождений - тут главное не сдаваться и следовать третьему правилу.
Сначала составим план, поделив все задачи по уровню приоритетности и возможности реализации, в моем случае было так:
- Обрезка деревьев на улице.
- Круглосуточный магазин напротив втихаря торгует спиртным после 22.00, место сбора шумящих алкашей.
- Ремонт подъезда
- Ремонт обвисшего перекрытия
- Ремонт фасада.
- Куча всяких мелочей (трубы, канализация)
Следует отдавать себе отчет, что все вам не сделают и не починят, но всегда можно договориться, чтоб, к примеру, вы спонсируете материалы, а ЖЭК дает работников и .т.п. Почему вы должны давать деньги за какие-то там ремонты, если платите квартплату? Не должны и можете не платить, но и ЖЭК из пустого не нальёт - и ситуация (текущие трубы, к примеру) сама не решится. Для особо въедливых, я приведу смету на разные виды работ - сумы, как правило, небольшие.
Обрезка деревьев
Деревья обрезает не ЖЭК, на это выделяют деньги из районной администрации. У них есть план улиц, где будет проводиться обрезка и нам нужно внести нашу улицу в этот список. Сезон обрезки деревьев - ранняя весна или поздняя осень.
Самый простой способ: горячая линия мэра. Звоним, рассказываем о проблеме, на том конце телефона создают запрос и перенаправляют его напрямую в районную администрацию. Через пару дней мне перезвонили, уточнили информацию и сообщили, что наша улица добавлена в нужный список.
Круглосуточный магазин
С магазином/клубом/баром все сложнее. Претензия к нему была одна - постоянный шум поддатых людей, которые, купив в магазине выпить и закусить, прямо на ступеньках магазина и распивали. Боремся просто: сначала звонки в милицию, которая обязана реагировать и устранят нарушения общественного порядка в ночное время. Каждый вызов регистрируется, можно поднять историю вызовов - это помогает доказать, что шум там постоянный. В милицию лучше звонить с мобильника, так мы попадаем на дежурного по городу (если звонить с домашнего, то нас перекидывает в районную часть, а они страсть как любят не приезжать на такие вызовы в 03:00 ночи).
Есть вызовы, а теперь нужна официальная бумага. Пишем заявление (пример) в отдел торговли при городском совете и относим в Центр обслуживания жителей (Ратуша). Теперь у нас есть зарегестрированное заявление на имя начальника отдела торговли и можно с этим заявлением к начальнику записаться на прием (прием проводится раза два в месяц). На приеме расспрашиваем о тех шагах, которые были сделаны по нашему заявлению.
Отдел торговли не может закрыть магазин или отобрать лицензию, но они по заявке обязаны устроить проверки, а проверяющие из магазина с пустыми руками не уходят ;). Такое давление на магазин способствовало тому, что недели через три со мной связался директор магазина, решив прийти к консенсусу. Мировой договор был прост: никакой продажи алкоголя ночью, никакого шума - тогда торгуйте спокойно. Так получилось добиться, что у нас уже как полгода тиш да благодать.
Ремонт подъезда
Я не имел дел с ЖЕКом ранее и все мои суждения базировались на рассказах тех, кто стыкался с этой структурой. В нашем доме хватало проблем, но я в силу юности не забивал себе этим голову, а родители и соседи писали заявления, ходили и бегали по инстанциям, но толку от этого не сказать чтоб было много.
Знакомство с ЖЕКом у меня началось неважно. Пришел, рассказал ситуацию, выслушал кучу обещаний и... ничего. Пришел через неделю, а меня и не узнают: "Вас тут не було, я вас не знаю". Тут то все и завертелось: я позвонил в "Горячую линию" городского главы и по каждому проблемному пункту открыл запрос. Набралось пунктов пять-шесть и тут начались чудеса - из ЖЕКа прилетели к нам через час после моих звонков. Главный инженер, к слову, лентяй редкий и уже уволен, сделал круглые глаза посетовал и поведал, что их начали из-за нас начали донимать звонками с "Горячей линии", но нам это ничем не поможет. Я пошел напрямую к начальнику ЖЕКа, посетовал на его работников, описал в кратце ситуацию и преложил прийти к консенсусу- ЖЕК делает свою работу без каждодневного пинания с моей стороны или мы поиграем в бюрократию. Начальник ЖЕКа в кои-то веки у нас нормальный, меня понял и с тех пор проблем с ЖЕКом нет: все, что могут - делают, где не могут - жильцы им помогают (цемента мешок-два и т.п.).
Многое мы (жильцы) сделали сами: починили двери (петли перевесили, рамы укрепили), в них вставили замки, что избавило нас от праздношатающихся личностей типа бомжей, алкашей и поддатых дворников, почистили подвалы и чердаки (ЖЕК может и должен это делать сам, но ждать 10 лет этого счастья и жить в грязи - не наш выбор).
Я собрал все зарегистрированные заявления, которые подписали жильцы дома и приложил их к коллективному заявлению(пример), которое подал в Галицкую администрацию на имя начальника. Нам способствовал ЖЕК, который по нашему требованию провел осмотр дома и добавил нас в списки домов, которым нужны ремонты. Есть три (может и больше, не в курсе) списка на ремонты: фасад, балкон и все остальное. Эти списки несколько (один-два) раза в год ЖЕКи подают в районную администрацию и на их основании планируется финансирование ремонтов.
С коллективным заявлением и зная, что ЖЕК подал нас в списки по ремонту я и записался на прием к главе Галицкой администрации, но был перенаправлен к его заместителю по делам ЖКХ. На приеме я описал состояние дома, наши многолетние тяжбы с ЖЕКом, похвалил нынешнее руководство, которое делает хоть что-то. Заместитель по делам ЖКХ при мне перезвонил начальнику нашего ЖЕКа, мы на троих обсудили все еще раз, после чего меня заверили что деньги на ремонт будут. Дела, напомню, было в июле-августе.
В сентябре ЖЕК уже нанял подрядчика, который и начал ремонт подъезда. Объем работ был проделан немалый: обвисшее перекрытие заменили, подъезд нормально поштукатурили и покрасили, двери покрасили и застеклили, окна пластиковые(!) вставили. Сумарная смета работ - 16000 грн, которые ЖЕК успешно проплатил.
Что в подъезде мы сделали сами за прошедший год:
Я не имел дел с ЖЕКом ранее и все мои суждения базировались на рассказах тех, кто стыкался с этой структурой. В нашем доме хватало проблем, но я в силу юности не забивал себе этим голову, а родители и соседи писали заявления, ходили и бегали по инстанциям, но толку от этого не сказать чтоб было много.
Знакомство с ЖЕКом у меня началось неважно. Пришел, рассказал ситуацию, выслушал кучу обещаний и... ничего. Пришел через неделю, а меня и не узнают: "Вас тут не було, я вас не знаю". Тут то все и завертелось: я позвонил в "Горячую линию" городского главы и по каждому проблемному пункту открыл запрос. Набралось пунктов пять-шесть и тут начались чудеса - из ЖЕКа прилетели к нам через час после моих звонков. Главный инженер, к слову, лентяй редкий и уже уволен, сделал круглые глаза посетовал и поведал, что их начали из-за нас начали донимать звонками с "Горячей линии", но нам это ничем не поможет. Я пошел напрямую к начальнику ЖЕКа, посетовал на его работников, описал в кратце ситуацию и преложил прийти к консенсусу- ЖЕК делает свою работу без каждодневного пинания с моей стороны или мы поиграем в бюрократию. Начальник ЖЕКа в кои-то веки у нас нормальный, меня понял и с тех пор проблем с ЖЕКом нет: все, что могут - делают, где не могут - жильцы им помогают (цемента мешок-два и т.п.).
Многое мы (жильцы) сделали сами: починили двери (петли перевесили, рамы укрепили), в них вставили замки, что избавило нас от праздношатающихся личностей типа бомжей, алкашей и поддатых дворников, почистили подвалы и чердаки (ЖЕК может и должен это делать сам, но ждать 10 лет этого счастья и жить в грязи - не наш выбор).
Я собрал все зарегистрированные заявления, которые подписали жильцы дома и приложил их к коллективному заявлению(пример), которое подал в Галицкую администрацию на имя начальника. Нам способствовал ЖЕК, который по нашему требованию провел осмотр дома и добавил нас в списки домов, которым нужны ремонты. Есть три (может и больше, не в курсе) списка на ремонты: фасад, балкон и все остальное. Эти списки несколько (один-два) раза в год ЖЕКи подают в районную администрацию и на их основании планируется финансирование ремонтов.
С коллективным заявлением и зная, что ЖЕК подал нас в списки по ремонту я и записался на прием к главе Галицкой администрации, но был перенаправлен к его заместителю по делам ЖКХ. На приеме я описал состояние дома, наши многолетние тяжбы с ЖЕКом, похвалил нынешнее руководство, которое делает хоть что-то. Заместитель по делам ЖКХ при мне перезвонил начальнику нашего ЖЕКа, мы на троих обсудили все еще раз, после чего меня заверили что деньги на ремонт будут. Дела, напомню, было в июле-августе.
В сентябре ЖЕК уже нанял подрядчика, который и начал ремонт подъезда. Объем работ был проделан немалый: обвисшее перекрытие заменили, подъезд нормально поштукатурили и покрасили, двери покрасили и застеклили, окна пластиковые(!) вставили. Сумарная смета работ - 16000 грн, которые ЖЕК успешно проплатил.
Что в подъезде мы сделали сами за прошедший год:
- Поменяли все пробки на автоматы. Поменяли провода между этажами. Смета - 3000грн.
- Замки на все двери - 200грн. Петли на старые двери - 100грн.
- Светильники в коридоры - 105грн за 3 штуки, лампочки - 85грн.
- Трубы в подвале - от ЖЕКа были сантехники, от нас - материалы - 300грн.
- Две машины для вывоза мусора из подвалов/чердака - 700грн.
- Всякого по мелочи - 100грн.
Итого - 4590грн.
Про ОСББ
В многоэтажках ОСББ может и имеет право на жизнь (хоть и тяжело организовать массу людей с нашим-то менталитетом), но в условиях домов старой застройки ОСББ практически лишено смысла. Имеем дом в три этажа, площадь квартир 440-460м2, квартплата - 1.84грн за м2. С дома в месяц имеем 460 * 1,84 = 846.4грн. ОСББ обязано нанят бухгалтера, уборка в подъезде, текучка - откладывать деньги на капитальные вещи не получиться, а если учесть, что половина квартир в доме по разным причинам пустуют, то будущее ОСББ в центральной части города выглядит туманно.
Сейчас пробую таки выбить ремонт фасада, хоть и это и непросто, ведь денег нехватает даже на плановые ремонты домов, которые перейдут в ОСББ. Из всех моих хождений по мукам я понял следующее:
- с бюрократией можно бороться
- чиновника нужно бить чиновником - пусть разные ведомства гоняют друг друга.
Это мой опыт, не претендую на истину, но вдруг кому поможет.
Stay tuned.
Снимаю шляпу перед вашей решительностью :)
ОтветитьУдалитьПолезный опыт, спасибо.
Ну що тут скажеш - молодці ви :) Правильно використали ті немалі можливості, які створені у Львові для контролю діяльності ЖЕКів.
ОтветитьУдалить